Хорошее кино — это имидж государства

8 декабря в стенах Центрально-Азиатского экспертного клуба «Евразийское развитие» в Душанбе прошел круглый стол на тему «Современный национальный кинематограф Таджикистана — концептуальные подходы и конкретные проекты».

В работе круглого стола приняли участие:

Сафар Хакдодов — Председатель Союза кинематографистов Таджикистана, директор Международного кинофестиваля «Дидор», сценарист и кинорежиссер;

Садулло Рахимов — доктор философских наук, киновед и культуролог;

Мухамад-али Махмадов — народный артист Таджикистана, награженный орденом «Звезды содружества», киноактер и продюссер;

Махмадулло Табаров — кандидат исторических наук, критик театра и кино;

Зайнулабеддин Восихов — молодой кинорежиссер и оператор;

Шарофат Арабова — культуролог и киновед;

Гузель Майтдинова — Исполнительный директор ЦАЭК «Евразийское развитие», кандидат искусствоведения, доктор исторических наук.

Кино как инструмент «мягкой силы»

Как было отмечено в ходе круглого стола, важная задача для таджикского кинематографа заключается в том, чтобы стать частью идеологии развития и пропаганды возможностей. Таджикский кинематограф должен способствовать созданию положительного имиджа страны, а для этого необходимо производить качественные фильмы и демонстрировать их на известных международных кинофестивалях, завоёвывать призы и получать кинопремии. Ведь у многих представителей зарубежной зрительской аудитории, представления о Таджикистане формируются именно на основе фильмов, снятых в этой стране. Посольства и консульства Таджикистана, а также другие представляющие нашу страну за рубежом организации должны содействовать пропаганде и популяризации отечественных фильмов и таджикской культуры в целом.

Кино, являясь одним из инструментов «мягкой силы», нередко используется в целях культурной экспансии, подразумевающей и экономический захват кинорынка, и создание психологической привязанности к определённой кинопродукции. На данный момент таджикский экран перенасыщен зарубежными фильмами, которые оказывают влияние на формирование мировоззрения молодого поколения.

Как вывести Таджикистан на международный кинематографический рынок

Для того, чтобы полноценно интегрироваться в международный кинематографический процесс и быть готовым к международному сотрудничеству как в области кинопроизводства, так и дистрибьюции фильмов, таджикскому кинематографу прежде всего необходимо наладить инфраструктуру. Это подразумевает и обеспечение широкого спектра необходимой киноаппаратуры, которую приехавшие в Таджикистан для съёмок киногруппы могли бы взять в аренду; и создание транспортной системы, благодаря которой было бы возможно передвижение по всей стране.

Например, зарубежные кинокомпании могли бы проводить съёмки в таких труднодоступных и экзотических местах как Мургаб, который по ландшафту напоминает индийский Ладакх, где реализуется большое количество международных проектов, включая документальные фильмы, коммерческое кино, музыкальное видео и другие. В этом смысле возможности развития кинематографа сильно зависят от общего уровня развития туристической и транспортной инфраструктуры. Необходимо строить дороги, заботиться о должном уровне гостиниц и т.д.

Немаловажным фактором, который мог бы стимулировать международное кинопроизводство в Таджикистане, является налоговое регулирование и введение льгот. Говоря о значении крупных инвестиций в кино, народный артист Таджикистана, обладатель ордена «Звезды содружества», киноактер и продюсер Мухаммад-Али Махмадов подчеркнул, что ничто так не способствует развитию инфраструктуры кинопроизводства как крупные проекты в данной сфере. Именно поэтому реализация крупного проекта могла бы дать серьёзный импульс для модернизации «Таджикфильма».

Однако уважаемый спикер также обратил внимание на то, что одни только финансовые вложения без обеспечения соответствующего качества не смогут принести должных результатов. Господин Махмадов подчеркнул: «Для рентабельности и конкурентоспособности таджикских фильмов на внешнем, к примеру, российском рынке, их необходимо для начала качественно снимать и профессионально преподносить. Необходимо приложить усилия к тому, чтобы таджикский фильм стал интересен зарубежному зрителю. Ведь советское таджикское кино, в свое время, создавалось профессионально и пользовалось успехом не только в Советском Союзе. К сожалению, сейчас отсутствует высокопрофессиональная кинопродукция, которую мы могли бы предложить на кинорынок». Мухаммад-Али Махмадов предложил приглашать в Таджикистан для съёмок фильмов таджикских актёров, режиссеров и операторов, проживающих за рубежом.

Главная задача — объединить усилия таджикских кинематографистов

Главная киностудия страны «Таджикфильм» обладает некоторой киноаппаратурой, с помощью которой производится около четырех полнометражных игровых фильмов в год. Съёмочный период каждого фильма в среднем составляет 30 дней. Малокартинье, связанное, прежде всего с недостаточным финансированием отрасли, сказывается также на том, что приобретённая аппаратура не используется на полную мощность и простаивает. Но почему бы киностудии «Таджикфильм» не выступить в качестве партнера молодых кинематографистов и не предоставить им на безвозмездной основе имеющуюся аппаратуру и павильоны? Ведь эти ребята с трудом находят средства на свои первые фильмы, часто вкладывают свои деньги или ищут грантодателей! В данном случае речь идёт даже не о создании фильмов на базе «Таджикфильма», а всего лишь о партнёрстве, учитывая то ограниченное финансирование, которое ежегодно выделяется на съёмку небольшого количества фильмов киностудией. Это способствовало бы пропаганде бренда «Таджикфильм», улучшило бы имидж киностудии, увеличило бы количество производимых картин в Таджикистане, и, что немаловажно, содействовало бы внутренней интеграции таджикских кинематографистов. Именно объединение усилий в деле кинопроизводства и продвижения фильмов называлось всеми участниками круглого стола в качестве основного залога развития отечественного кино. Например, доктор философских наук, киновед и культуролог Садулло Рахимов выдвинул предложение о создании Ассоциации национального киноискусства, обладающей полномочиями самостоятельного принятия решений и заключения договоров с международными продюсерами и дистрибьюторами.

Кинематографическое образование — основа развития отечественного кино

Театральный и кино- критик, кандидат исторических наук Махмадулло Табаров, обращая внимание на общий кризис культуры в Таджикистане, особо подчеркнул, что состояние кинематографа отражает положение дел в культурной сфере страны в целом. Именно поэтому важную роль в развитии кино играет качественное кинематографическое образование, что подразумевает всестороннее развитие молодых людей, осваивание ими кинематографических профессий, знакомство с мировой литературой и кинонаследием. Так, по мнению Мухаммад-Али Махмадова, будущих специалистов по всем кинематографическим специальностям необходимо отправлять на учебу в мировые киношколы, причём сугубо на конкурсной основе. Кинообразование могло бы стать важным направлением сотрудничества между Союзом кинематографистов Таджикистана и Союзом кинематографистов Российской Федерации. Садулло Рахимовым было предложено проведение для студентов Государственного Института искусств им. М.Турсунзаде месячных мастер-классов, которые могли бы вести приглашённые российские кинематографисты. Так, известный афганский кинорежиссер Сиддик Бармак недавно провел в Душанбе двухдневный мастер-класс, который способствовал творческому оживлению в среде начинающих режиссеров. Садулло Рахимов уверен, что молодые таджикские кинематографисты смогут проявить свои способности и реализовать свой потенциал, если государство продемонстрирует свой интерес и заботу о них. Опыт единственного в Таджикистане Международного кинофестиваля «Дидор» продемонстрировал рост количества и качества кинофильмов по сравнению с 2004 годом, когда с трудом удавалось включить в конкурс таджикский фильм. Действительно, «Дидор» становится тем двигателем, который способствует увеличению количества отечественных фильмов. Несмотря на то, что кинофестиваль проводится один раз в два года, таджикские кинематографисты стараются приурочить свои новые фильмы именно к нему.

Необходима государственная программа развития кинопроката

Не менее важной задачей является налаживание кинопроката в стране, для чего необходим ремонт сети кинотеатров и запуск их в эксплуатацию, причём немалую роль в этом процессе должно играть государство. К сожалению, из-за ветхости многих зданий кинотеатров советского периода и отсутствия компактных современных мультиплексов, прокат новых таджикских картин в районах и селах нередко проводится кустарным способом (с помощью проектора и походного экрана), более характерным для романтичных 1920-х годов. Если столичный Дом кино является платформой для показа авторского кино, то коммерческий кинематограф также нуждается в кинотеатрах для реализации своей продукции. По мнению Мухаммад-Али Махмадова, пока не будет налажена система кинопроката, не будет возврата затраченных средств, а следовательно, желающих инвестировать в таджикский кинематограф. В свою очередь, председателем Союза кинематографистов Таджикистана, директором Международного кинофестиваля «Дидор», сценаристом и кинорежиссёром Сафаром Хакдодовым было высказано предложение о создании маленьких кинотеатров в большей части строящихся в стране торговых центров. Афишу таких кинотеатров на первых порах могли бы составлять зарубежные фильмы с последующим увеличением в кинопоказе доли отечественного кино. Сафар Хакдодов отметил, что Союзом кинематографистов был выдвинут ряд предложений по модернизации отечественного кинематографа и использования французской модели финансирования кино. Последняя подразумевает, например, налог с каждого проданного билета в размере 11%, сборы от которого идут в Фонд французского кинематографа. Налогами во Франции облагаются также и телеканалы. В репертуаре французских кинотеатров отечественные фильмы должны занимать не менее 3-х недель в каждом квартале.

Выдвинутые на круглом столе предложения могли бы послужить основой для разработки новой Программы развития кино. Как известно срок реализации предыдущей Программы истекает в следующем году. В настоящее время кинематограф в стране курируется Комитетом по телевидению и радиовещанию. К сожалению, на развитии отечественного кино сказывается отсутствие отдельной государственной структуры (как, например, существовавшего в советский период Госкино), непосредственно курирующей кинематограф отдельно от телевидения и радио. Не помешала бы и встреча всех таджикских кинематографистов, старшего и молодого поколения, с представителями государственных структур и киностудии «Таджикфильм» для обмена мнениями о судьбе таджикского кино, которое нуждается в большей государственной поддержке и в действенном международном партнерстве.

Шарофат Арабова — киновед, кинорежиссер,
член Союза кинематографистов Таджикистана.