Садулло Рахимов о достижениях и проблемах таджикского кинематографа

Член международной федерации кинокритиков FIPRESCI в интервью сайту «Евразийское развитие» подвел итоги международный кинофестиваля «Дидор» и рассказал о кино Таджикистана.

— Не так давно закончился кинофестиваль «Дидор», что дало Таджикистану проведение столь крупного события в мире кино?

— Это уже шестой международный кинофестиваль «Дидор», который проводится раз в два года. «Дидор» уже существует 10 лет.

Тогда положение было очень тяжелым, киностудия разваливалась, отсутствовали специалисты. Хорошие кадры выехали за приделы республики в поисках «куска хлеба». Уехали те люди, которые определяли «погоду» таджикского кино в советский период: Бахтьер Худоназаров, Джамшед Усманов, Майрам Юсупова, Валерий Ахадов, Давлат Худоназаров, Бако Садыков. И так получилось,что спонтанно сложилась Таджикское кино за границей. Внутри страны не было специалистов, которые могли работать. Остались ветераны: Тохир Собиров, Анвар Тураев, но им предлагали мизерные суммы, от которых они отказывались.

Если для художника достаточно карандаша и бумаги, или композитору нотной тетради, чтобы создать свое произведение, то для кинематографиста этого мало. Потому что кино — это коллективное производство.

Таджикское кино испытывало бедствие, и поэтому первый фестиваль у нас был трудный. Мы смогли найти только один фильм конкурентно способный в международном конкурсе.

А вот в 2014 году мы уже выставили на фестивале 20 картин из Таджикистана. Одна картина «Чила» («Сорок дней молчания») — это совместное производство коллег с Узбекистана, Нидерландов, Франции и т.д. Таджикистан представил актеров, свою географию, для того чтобы фильм был создан.

20 картин — это собственно таджикская продукция, где участвовали авторы разного возраста. Режиссёры, которым еще не исполнилось и 20 до 58 лет.

— Считаете ли вы что «Дидор»- это стимул для молодых режиссёров снимать собственные картины?

— Так получилось, когда мы заявили, что будем проводить шестой кинофестиваль,нас завалили своими фильмами ребята из Таджикистана. Цифровая камера стала доступна для широкой аудитории, поэтому у многих сложилось мнение, что снимать может каждый. Нам даже отправляли видео со свадеб, считая фильмом. А ведь киноискусство — это профессия. Это не только закрученный сюжет, актерская игра, это комплекс профессий, которыми стоит овладевать и осваивать. Причем не просто осваивать, но и применять на практике.

— Насколько мне известно, вы занимаетесь отбором фильмов к фестивалю. Чем вы руководствуетесь?

— Эти критерии мы выработали и разместили на сайте, прежде всего — это глобальные критерии. Фильм должен быть высокохудожественным, новаторским, как по техническим, так и по художественным параметрам. Чтобы отвечал девизу фестиваля «Диалог культур запада и востока посредством киноискусства».

— Как вы оценивает состояние таджикского кинематографа на данный момент?

— 20 фильмов участвуют в программе международного конкурса. И вне конкурсных программ показа фестиваля — это хороший показатель. В большей степени молодые люди(не достигшие 35 летнего возраста) активно взялись профессионально представлять свои картины.

Я имею ввиду Шоазимова Руми со своей дипломной картиной. Он окончил режиссёрский факультет ВГИКа. Диловар снял очень интересную картину,которая называется «Белый воробушек». О маленьком ребенке, который живет своими фантазиями и хочет стать птицей. Интересная картина, которая приглашена на международный фестиваль. Шарофат Арабова, она впервые создала полнометражную картину по произведению Тимура Зульфикарова. Кроме этого были и другие ребята. Зие Муссо — оператор, ученик Георгия Дзалаева, а это мастер который признан не только у нас, но и далеко за рубежом. Его ученик тоже очень востребован, он участвовал в качестве оператора в создании двух афганских полнометражных фильмов. Участвовал в качестве оператора в конкурсной программе «Полет без крыльев» (афганская картина) и дебютировал в качестве режиссёра картины «Кровь народа».

Ребята очень серьезно и профессионально стали подходить к пониманию кинематографа как вида искусства.

— Чего не хватает нашим молодым режиссёрам в плане обучения в России или странах СНГ?

— Знаете, сейчас очень дорого стало учиться за рубежом по профессиям кинематографическим. Есть, конечно, хорошие примеры. Учащимся помогают родители и министерство культуры. Шарофат Арабова нашла спонсоров, получила возможность обучаться в Индии, в Корее. Была на мастер-классе у Н. Михалкова.

Однако, скажем, в Афганистане при всем том, что там происходит, есть возможность создать факультет киноискусств. У нас есть институт искусства, но от него осталось только название. Студентам не преподают, они не знают азов кинематографа.

Можно было бы создать факультет кино и у нас, чтобы преподавали, например: Г. Дзалаев, Н. Саидов. Обучали основам драматургии, режиссуре, операторскому мастерству и т.д.

— Возможно ли создание единого с Россией и странами СНГ общего пространства в кино и культуре?

— Вы знаете, для этого Таджикистан должен быть равноправным хотя бы в своих финансовых вложениях. Россия на удивление очень гармонично сотрудничает с Казахстаном, у которых есть средства равного вложения, чтобы подготовить кадры, для создания совместных кино проектов, а у Таджикистана, у Кыргызстана нет таких денег.

— Что необходимо делать Таджикистану и России, чтобы было это общее пространство?

— Вопрос связан с деньгами. Идеи общие есть, но это основывается на каких-то лозунговых понятиях.

Хорошие картины снял Н. Саидов, можно было бы эти картины пустить по прокату в России. Россия — огромная территория и большая сеть кино, достаточное количество кинотеатров, чтобы один раз прокрутить и приобрести нужную сумму денег, потраченную на создание фильма. Но там просто так не пустят, даже если это — картина «Истинный полдень», которая получила 11 гран-при на международных кинофестивалях.

— Что делать, чтобы продвигать фильмы в России?

— Чтобы продать свою картину на рынке кино, фильм должен соответствовать мировым стандартам по свету, звуку. Не говоря уже про художественность картины. К сожалению только картины Н. Саидова соответствуют эти параметрам и то не все.

— Каким образом кинематограф влияет на культуру стран СНГ?

— Кино было и останется тем искусством, которое является зеркалом любой нации, культуры. Все это верно, если это настоящее кино, достойное кино, несущее определенный пафос, определенный дух своего народа. Кино несет дух гуманизма, взаимопонимания. А знакомство с культурой другого народа создает почву для отсутствия вражды.