Фронтовые концертные бригады Таджикистана в годы Великой Отечественной войны

С началом войны повсеместно в советской стране развернулось всесоюзное социалистическое соревнование в помощь фронту, сыгравшее огромную роль в повышении производительности труда и увеличении выпуска военной продукции. В тылу в годы Великой Отечественной войны стали создаваться фронтовые бригады, главным лозунгом которых было «В труде, как в бою». Члены бригад, в основном, женщины и подростки, выполняли и перевыполняли нормы и задания, замещая тех, кто ушел на фронт. В производственных коллективах, цехах, бригадах развернулось обязательство под лозунгом «Все для фронта, все для победы!».

Название «фронтовые бригады» от производства перешло и к работникам культуры для их выступлений с концертами на фронте, что также вносило свою лепту в Победу над врагом. Они явились одной из героических страниц в истории советского искусства. Уже 23 июня 1941 года, на второй день войны, Пленум ЦК профсоюза работников искусств принял «Обращение ко всем творческим работникам» с призывом развернуть массово-политическую работу на фронте и в тылу. «Где бы ни находились части нашей Красной Армии и Военно-Морского Флота, — говорилось в Обращении, — работники искусств разделяют с бойцами фронтовую жизнь. Отныне наше искусство, как никогда, будет служить могучим и боевым средством победы коммунизма над фашизмом» (1). С первых дней Великой Отечественной все деятели культуры Таджикистана были охвачены стремлением оказать посильную помощь фронту действенным языком искусства. Для музыкантов выполнение их прямых профессиональных обязанностей стало патриотическим долгом. «Возможно, — отмечает исследователь М.Тараканов, — никогда деятели музыки не ощущали себя столь нужными своему народу, никогда их создания не получали такой отдачи. И то искусство, которое они несли людям, по своей глубокой внутренней сути было чуждо войне, чуждо самой идее разрушения и убийства — оно поднимало и укрепляло в людях их человеческое достоинство и в то же время призывало отдать все силы борьбе с врагом» (2). Подвиг советского народа в годы войны стал также и подвигом музыкального искусства, опровергнув крылатое изречение: «Когда говорят пушки, музы молчат». И, несмотря на трудности, связанные с перестройкой привычной деятельности функционирования музыки в жизни общества, с нарушением ритма работы концертных и театральных организаций, сложилась особая система музыкально-общественной деятельности, приспособленная к условиям войны — взаимодействие фронта и тыла. Так родилась система фронтовых бригад, передвижных коллективов, выступавших как в тылу, перед призывниками, уходившими на фронт, в госпиталях, воинских частях, так и в непосредственной близости к фронтовой полосе. По существу фронтовые бригады явились беспримерным явлением в истории войн. «Солдатам и офицерам Советской Армии предлагались не бездумные подделки развлекательного пошиба, а настоящее Искусство при всей его доходчивости, живой общительности». (3) Вот что писал об этом Народный артист СССР и Таджикской ССР Георгий Менглет — руководитель первого фронтового театра Таджикской ССР, созданного в 1943 году по постановлению СНК и ЦК КП(б) Таджикистана: «Большинство кинофильмов врут, что артисты приезжали в войска и выступали на каких-то сценах. Ерунда все это: сцену я помню один-два раза, а в основном выступали в оврагах, сараях, обложившись стогом сена, реже на грузовиках. Одиннадцать концертов в день — норма... Бывало, что на сцене десять артистов, а зрителей два человека. Несколько концертов дали в окопе, стоя на коленях, так как немецкие снайперы держали этот участок на мушке». (4)

Осенью 1942 года Управление по делам искусств при СНК Таджикской ССР сформировало фронтовую бригаду под руководством Р.Короха, в которую вошли артисты театров им. А.Лахути (Т. Гаффорова, Ш. Сиддикова), оперы и балета (Г. Валамат-заде, А. Азимова, А. Муллокандов, Ю. Юдина, А. Камалов, М. Зияев, Д. Кандов), им. В. Маяковского (А. Ширшов, М. Волина, А. Бендер, Г. Степанова, И. Гришин и другие), танцоры и музыканты филармонии (А. Насырова, К. Махкамов, Ш. Бобокалонов, Ф. Солиев) (5).

После просмотра концерта Фронтовой бригады из Таджикистана в Центральном Доме Красной Армии в Москве, они отправились в воинские части Волховского фронта. Артисты выступали в сложных условиях и за период с 14 января по 5 марта 1943 года фронтовая бригада Таджикской ССР дала 128 концертов, обслужив около 30 000 зрителей (6). 1 июня 1943 года СНК и ЦК КП(б) Таджикистана постановили организовать «Фронтовой театр Таджикской ССР» для художественного обслуживания частей действующей Красной Армии (7). Инициатором Фронтового театра стал московский артист Г.Менглет, приехавший на работу в Сталинабад в 1937 году и ставший одним из организаторов Русского драматического театра в Таджикистане, получивший в 1940 году имя В.Маяковского. В книге «Амплуа — первый любовник» актриса М.Волина вспоминает: «В одну из бессонных ночей Менглета осенило! Надо создать постоянно действующий — до конца войны, без возвращения на отдых в Сталинабад —Таджикский фронтовой театр! У казахов фронтового театра нет! Из Ташкента — только бригады артистов выезжали. А таджики пошлют на фронт свой фронтовой театр! Может быть, и до Сталина дойдет... „Спасибо Таджикской республике“, — скажет Иосиф Виссарионович. Если все это втолковать Протопопу (речь идет о Д.З.Протопопове — первом секретаре Таджикской ССР — Б.К.) — разрешение на создание театра Менглет получит! Протопоп — за „фронтовой театр Таджикистана“. Сталин его лично может поблагодарить: „Спасибо, Дмитрий Захарович“. И таким путем, таким путем Менглет — организатор и... главный режиссер Таджикского фронтового театра — попадет на фронт! Идти к Протопопу надо немедленно. Но сначала для себя решить, из кого формировать театр... Первый визит Менглета к Протопопову не дал нужного результата... Через неделю непрестанных атак — доводы Менглета заставили первого секретаря сдаться! Дмитрий Захарович дал добро на создание фронтового театра» (8). Через несколько месяцев после Постановления руководства Таджикской ССР Фронтовой театр под руководством Г.Менглета выехал на фронт и вместе с наступающей Советской Армией находился в освобожденных Курской, Орловской, Сумской, Черниговской, Смоленской, Могилевской областях и в Москве. Всего было дано 88 концертов-спектаклей и обслужено 79 000 бойцов и командиров (9). В числе артистов Фронтового театра Таджикской ССР были И. Баракаева, М. Зияев, В. Королева, Б. Муллокандов, А. Саркисов. Г. Степанова, М. Волина, С. Ниязова, Ф. Солиев, Д. Кандов и другие. Коллектив показывал театрализованное представление «Салом, друзья» на текст Б. Ласкина и Н. Рожкова, музыку — А. Лепина и Г. Вагнера. Спектакль-концерт включал самые разнообразные номера, скетчи, построенные на легко узнаваемом военно-бытовом материале, а также таджикские народные танцы и песни, музыкальные сценки. Спектакль пользовался колоссальным успехом. Нести бойцам радость, смех, заряд бодрости, энергии — такую задачу ставил перед собой коллектив фронтового театра. «Мы пригласили авторов, чувствующих юмор и шутку, артистов, наделенных способностью весело, заразительно существовать в условиях, предложенных драматургами, и не теряться в реальных обстоятельствах жизни, — вспоминает Г. Менглет. — Нельзя сказать, что наше мнение разделяли все. Были и сторонники репертуара, в котором бы тема войны отражалась впрямую, предлагавшие играть в военной форме. Но мы настойчиво отстаивали свою точку зрения. И, как оказалось, поступили правильно. Когда мы показывали свой спектакль-концерт „Привет, друзья!“ („Салом, друзья!“) командующему Центральным фронтом К. К. Рокоссовскому, он одобрил нашу „мирную направленность“. — Хорошо, что на сцене не стреляют, — сказал Константин Константинович. — Мы это делаем лучше. Зато такая веселая, оптимистическая программа воспламеняет дух. — Этого-то мы и добивались. Это и определило тематику и стиль нашего театра» (10).

С января по июнь 1944 года Фронтовой театр Таджикской ССР выступал перед бойцами Центрального, Западного, Первого и Второго Белорусских фронтов. С апреля по июнь того же года Фронтовой театр с войсками маршала И.С.Конева вступил в Румынию, где дал несколько открытых концертов. Всего было дано около 1000 концертов и обслужено свыше миллиона бойцов (11).

За большие успехи в концертном обслуживании частей Красной Армии на фронтах Отечественной войны Указом Президиума Верховного Совета Таджикской ССР от 22 ноября 1943 года звания Народного артиста Таджикской ССР были присвоены Г.Менглету, Г.Степановой и М.Зияеву; Заслуженного артиста Таджикской ССР — Ш.Сиддиковой. Шестнадцать артистов «Фронтового театра» были награждены Почетными Грамотами и Грамотами Верховного Совета Таджикской ССР (12). В своих воспоминаниях Г.Менглет писал: «Перелистываю страницы записных книжек и дневников, которые очень нерегулярно и скупо вел во время наших фронтовых поездок, и перед глазами встают города, знаменующие наступление Советской Армии, армейские будни Первого фронтового театра Таджикской ССР, художественным руководителем которого мне посчастливилось быть. Да, посчастливилось! Именно так я ощущал возможность быть там, где решалась судьба нашей страны, служить тем, кто защищал нашу свободу. Уверен, что так же думали и чувствовали все мои товарищи по театру» (13).

В целях художественного обслуживания граждан, направленных из Таджикистана для работы на объектах промышленности других областей и республик, СНК и ЦК КП(б) Таджикистана 11 октября 1943 года постановили обязать Управление по делам искусств при СНК республики организовать две концертные бригады по 12 человек в каждой, выделив артистов из состава театров Ленинабадского областного колхозного и Кулябского областного театров и направить их по маршрутам: Новосибирск — бригаду Сталинабадского колхозного театра под руководством Вильямса и в Свердловск — бригаду Кулябского облтеатра под руководством В.Смирнова (14). Артисты Кулябского областного музыкально-драматического театра, побывавшие в Свердловске, Нижнем Тагиле, Серово и других городах Урала дали за 34 дня 45 концертов, обслужив 10 000 человек. Концерты были организованы как для таджиков, работавших на заводах и строительствах, так и для трудящихся этих городов (15).Выступления таджикских артистов имели огромный успех.

Всего за годы войны артисты Таджикистана показали 600 спектаклей и дали 3000 концертов (16).

Фронтовые бригады выступали с репертуаром так называемых малых форм — различными концертно-эстрадными программами. Но постепенно, по мере организационного укрепления, деятельность фронтовых театров обогащалась и углублялась, расширялся их репертуар. Он состоял из советских военно-исторических и героико-патриотических пьес, произведений классической русской и зарубежной драматургии. Цельно составленного репертуара не было, он складывался из различных спектаклей, концертных программ, скетчей, сценок. Условия, в которых приходилось выступать фронтовым артистам далеки от театральных. Хотя фронтовые концертные бригады и театры в силу объективных причин не создавали новаторских, интересных спектаклей, но это явление, безусловно, ценно исторически, как один из факторов, содействовавших Победе в Великой Отечественной войне.

Бахринисо КАБИЛОВА — заместитель директора Института истории,
археологии и этнографии имени А. Дониша АН РТ,
кандидат исторических наук

ЛИТЕРАТУРА

1. Думанян Ю. Фронтовые бригады и театры ВТО в период Великой Отечественной войны. — http://teatron-journal.ru

2. Тараканов М. Музыкальная культура РСФСР. — М., 1987. — С.79.

3. Там же. С.79.

4. На пути к Великой Победе. — http:// news.tj/08.05.2013

5. Нурджанов Н. История таджикского советского театра (1941-1957). — Душанбе, 1990. — С.10.

6. Сечкина Л. Трудовой подвиг таджикского народа в годы Великой Отечественной войны. — Сталинабад, 1960. — С.154.

7. ПАИИП при ЦК КП Таджикистана. Ф.3, Оп.4, л 325.

8. Волина М., Менглет Г. Амплуа — первый любовник.- М., 2001.

9. Музыкальная жизнь Советского Таджикистана. — Душанбе, 1974. — Вып. 1 — С. 130.

10. Волина М., Менглет Г. Амплуа — первый любовник.- М., 2001.

11. ПАИИП при ЦК КП Таджикистана. Ф.3, Оп.109, лл.23-24.

12. ПАИИП при ЦК КП Таджикистана. Ф.3, Оп.4, л 262.

13. Волина М., Менглет Г. Амплуа — первый любовник.- М., 2001.

14. Каширина Т. Театры Таджикистана на службе фронту / Советский Таджикистан в Отечественной войне. — Душанбе, 1975. — С.135.

15. ПАИИП при ЦК КП Таджикистана. Ф.3, Оп.4, л 52.

Музыкальная жизнь Советского Таджикистана. — С. 137.