Будущее таджикского кинематографа: реформы или…

В конце 2015 года истекает срок действия Программы развития таджикского кино на 2011-2015 гг., что предусматривает разработку и принятие новой программы. В выступлении главы государства Э. Рахмона перед парламентом 23 января 2015 года прозвучала необходимость возрождения таджикского кино. В этих целях 29 мая 2015 года был образован Правительственный Совет по развитию национальной кинематографии. Усилившееся за последнее время внимание к развитию таджикского кино дало почву следующим размышлениям.

Таджикский кинематограф, являясь частью советской киноиндустрии, с самого своего возникновения развивался как зрительский революционный кинематограф. Однако, несколько раньше когда большевики пришли к власти, кино нового государства рабочих и крестьян находилось в глубоком кризисе: рынок был занят иностранными кинофильмами, экономика была разрушена в годы гражданской войны. Именно тогда В. Ленин предвидя лидирующую позицию нового искусства — кино в культуре ХХ-ХХI вв., осознавая его идеологическую силу и массовость, выразился о необходимости восстановления этой отрасли, требующей повышенного внимания («Из всех искусств для нас важнейшим является кино»). Когда же правительство приняло к действию Новую экономическую политику (НЭП) кинематограф в стране расцвел. Ввиду поощряемого НЭП частного предпринимательства, открылось множество небольших кинотеатров, прокатчики были заинтересованы в реализации большего количества фильмов разных жанров, энтузиасты объединялись в киногруппы и на множестве возникших киностудий создавались фильмы, которые выходили во внутренний прокат, становясь кассовыми, а также продавались за рубеж. В этот период также была открыта первая киношкола в мире — Государственный Институт кинематографии (впоследствии ВГИК) в Москве. Кинообразование, кинопроизводство и кинопрокат являлись и продолжают быть неотъемлемыми звеньями жизненного цикла фильма. Впоследствии советская киноиндустрия сумела занять второе место по доходам в государственную казну после продажи алкоголя.

Таджикский кинематограф, формируясь как зрительский, (а значит коммерческий, ибо другой альтернативы на киностудии «Таджикфильм» не существовало) опирался на систему всесоюзного кинопроката. К примеру, фильм Юнуса Юсупова «Заложник» производства «Таджикфильм» стоял на первом месте по кассовым сборам в СССР в 1985 году. Аналогично в таджикский прокат поступали новые фильмы, созданные на киностудиях других союзных республик, а также иностранные картины, приобретаемые главной советской организацией по импорту и экспорту кинопродукции «Совэкспортфильм». Таким образом, с распадом Советского Союза был нанесен удар не только по экономике новой республики, но и зависимой от нее сфере кинематографа. Неверно относить кино только к сфере культуры и, таким образом, финансировать по остаточному принципу в совокупности с театрами, консерваториями, танцевальными коллективами, издательской деятельностью и библиотеками. В связи с тем, что таджикское кино формировалось в соответствии с советским кинопроизводством, к которому относились именно как к отрасли народного хозяйства (кинохозяйство), кино выделялось отдельное финансирование, потому что оно, в первую очередь, было «бизнесом». Несомненно, кино является продуктом культуры и самым поздним из возникших искусств, однако, в отличие от театра, музыки, живописи, скульптуры, оно существует только, когда есть зритель, то есть потребитель (кинотеатр, тиражирование на DVD). Театральная постановка и музыкальное исполнение предусматривает непосредственный контакт со зрителем, живой взаимообмен, тогда как создание финального произведения в кино отсрочено до момента появления фильма на экране. И лишь в этом случае зритель «проживает» фильм. Приведу слова советского режиссера А.Тарковского, который назвал характерной чертой кинематографа именно возможность «...сколько угодно воскрешать на экране одно и то же событие». Поэт В.Маяковский, в свое время, сравнил кино с кинотипографией. Характерно то, что студии по производству первых советских фильмов назывались именно кинофабриками, подчеркивая именно производственное значение.

Отсутствие финансирования в 90-е годы привело к изменению восприятия кинематографа в таджикской культуре. Кино было отнесено к Государственному комитету по телевидению и радиовещанию, то есть к ведомству, которое курирует средства массовой информации. К сожалению, кинематограф стал придатком телевидения, которое изначально произошло из кино, имеет общие с ним черты, но разную специфику: «малый экран», информационность, актуальность, доступность. Телевидение не может являться бизнесом, так как не создает продукта, подлежащего тиражированию и реализации. Оно используется лишь как «рынок сбыта» телевизионных фильмов и «мыльных опер», рекламных роликов и музыкальных клипов, то есть как еще один канал транслирования информации. К сожалению, из-за малоэффективности кинопроката в республике стал востребован именно телевизионный формат.

В целях развития таджикского кинематографа необходимо изменить установившееся отношение к кино, разработав новую концепцию развития кинопроизводства в республике. В данном случае кинопроизводство включает в себя производство, идеологическое содержание и кинопрокат. Вследствие разрушения старой системы функционирования кинематографа в начале 90-х гг., новая система автономного кинопроизводства до сих пор не была создана. Таджикский кинематограф должен стать сферой предпринимательства, ведь если фильмы вместо убытков станут приносить прибыль, то возрастет число потенциальных инвесторов и «кинобизнесменов» в кино. Необходима заинтересованность в плюрализме студий и кинопродукции разных жанров. Однако, одной из главных проблем таджикского кинематографа, блокирующих его развитие, является сейчас лицензирование производительной деятельности. Не только из-за ограниченности финансирования, но и из-за того, что не все в состоянии оплатить сборы по получению лицензии производится крайне малое количество фильмов. Лицензирование деятельности в данном случае сравнимо с тормозящими инвестиции налогами, освобождение от которых является «привлекающим маневром». Взамен отмененного лицензирования кинодеятельности (которое призвано стимулировать создание фильмов), целесообразно ввести выдачу удостоверений на публичный показ в кинотеатрах и продажу фильмов на DVD. Это принесло бы большую пользу в связи с ведением реестра создаваемой в республике кинопродукции.

Показателен пример развившейся киноиндустрии Нигерии, названной западными журналистами «Нолливудом» и занявшей сейчас третье место по количеству производимых фильмов после Болливуда (Индия) и Голливуда (США). Доходы от кинопроката в кинотеатрах и дистрибьюции местных DVD дисков составляют весомую долю в государственную казну, большое количество населения обеспечено профессией и рабочими местами в киноиндустрии, а фильмы популярны и экзотичны и за пределами страны. Большинство нолливудских фильмов производятся с малым бюджетом небольшой съемочной группой в ограниченное время. Однако сейчас Нолливуд выходит на международное сотрудничество с Болливудом и Голливудом.

Таким образом, пример Нолливуда, или соседнего кыргызского кинематографа демонстрирует возможность существования малобюджетного кино (со сметой около $10 000) и его относительно быстрая окупаемость. Приоритетом в таджикском кино должно стать создание коммерческих фильмов. Артхаусное (авторское) глубокомысленное кино всегда возникало как реакция на коммерческие фильмы. А если мы в ситуации отсутствия коммерческого кино, ограничиваемся лишь парой «авторских» фильмов, которые не могут окупить расходы, то производственный механизм не заработает. Если будет существовать коммерческий кинематограф — мэйнстрим (от англ. «основное течение»), то появятся и авторские направления.

Но как привлечь таджикского зрителя в кинотеатры? Часто можно услышать в прессе, что причину многих бед таджикского кино сводят к отсутствию интересных киносценариев. В то же время необходимо осознать, что над коммерческими киносценариями часто работают несколько человек, а иногда и весь отдел студии по написанию сценария какого-то конкретного фильма. Так, несколько человек придумывают только сцены фильма, другие несколько человек пишут только диалоги. То есть киносценарий требует серьезной работы для того, чтобы создать конкурентоспособный фильм — фильм, на который можно многократно купить билет. Для того чтобы узнать какие фильмы хотелось бы увидеть таджикскому зрителю (тематика, идея, жанр, форма и содержание), целесообразным будет проведение социологического исследования на основании которого создавать фильмы для проката. Здесь стоит вновь упомянуть кинопродукцию Нолливуда, главным фактором популярности которой является именно обращение к историям обыкновенных людей, то есть жители Нигерии заинтересовались тем, что история каждого из них могла послужить сценарием для Нолливудского фильма. Таким образом, люди охотно пойдут смотреть фильм, который рассказывает историю жизни, которая очень похожа на их собственную.

Необходимо настоятельно позаботиться о «досуге» населения. В функционирующих в Душанбе кинотеатрах почти нечего смотреть. Например, в кинотеатре «Джавонон» семь дней в неделю по пять сеансов (!) ежедневно показывают только одну единственную копию голливудского фильма. В лучших случаях фильмов бывает два или три. Но это редкость. В связи с отсутствием посетителей повышается стоимость билетов (от $3 до $6). К примеру, в Индии стоимость билета в мультиплекс, отличающийся значительно лучшей кинопроекцией, акустикой и комфортными условиями просмотра, колеблется от $1,5 до $3. Любопытно, что стоимость билетов в кинотеатр «Джавонон» варьируется в зависимости от возрастного ценза. Так, дети до трех лет допускаются по билетам родителей, а «взрослые» билеты должны покупаться с 10 лет. При этом в зале можно увидеть малолетних детей с родителями на боевиках и фильмах, не предназначенных для семейного просмотра. Ведь существуют фильмы категории «16+», «18+». В свое время в рамках реализации программы развития кино 2006-2010 года таджикской конторой кинопроката «Таджиккино» и киностудией «Таджикфильм» была проведена аналогичная индексация всех имеющихся в фондах кино и видеофильмов. Однако необходимость продажи билетов в соответствии с индексом фильма игнорируется кинотеатром. Это еще раз доказывает целесообразность введения удостоверения для публичного показа на каждый фильм, выходящий в прокат (как иностранного, так и таджикского), в котором указывается категория для просмотра. Подобная практика давно существует в Индии, и недавно была введена в России.

Значительно ниже цены на билеты и в Кыргызстане, в котором старые кинотеатры советского периода были переоборудованы в мультиплексы, став излюбленными местами времяпрепровождения молодежи. Кинотеатры нового типа, обычно располагающиеся в больших торговых центрах, отличаются небольшими (в сравнении со старыми кинотеатрами) залами, в которых идут параллельные кинопоказы, разнообразящие программу кинотеатра. К тому же небольшие залы легче заполнить зрителями. Любопытно вспомнить о том, каким образом распространялись первые фильмы в Корее на заре кинематографа: местные предприниматели начали использовать кино как «приманку». То есть они сопровождали свои торговые ярмарки показами фильмов. Ни сколько ярмарки, но фильмы, которые были в новинку, привлекали людей. Однако входной билет стоил...десять пустых пачек из под сигарет, которые там реализовывались. Это крайность. Однако современные торговые центры, открывающие мультиплексы в верхних этажах, преследуют аналогичную цель: потенциальные кинозрители платят за парковку машины, прогуливаются по магазинам торгового центра, едят в кафе и ресторанах, делают покупки в супермаркете, используют салон красоты. То есть могут стать клиентом целой сферы услуг. Именно поэтому владельцы торговых центров должны быть заинтересованы в строительстве мультиплексов, а кинопрокатчики — в заполнении экранов интересным содержанием. Должна быть создана благоприятная почва для ведения бизнеса в сфере продюссирования и дистрибьюции фильмов. Необходимо создать в этой сфере здоровую конкуренцию, которая повлечет за собой не только открытие новых кинотеатров, удешевление стоимости билетов, PR компании выходящих в прокат фильмов, презентабельные кинопремьеры и систему таджикских звезд кино.

В рамках новой концепции развития таджикского кино целесообразна модернизация государственной киностудии «Таджикфильм». Возможно, подойдет формат киноконцерна, при котором существует ряд студий отдельных кинорежиссеров. Например на «Мосфильме» существуют меньшие студии, возглавляемые известными режиссерами, которые выпускают фильмы под брендом «Мосфильм». К тому же киноконцерн «Мосфильм» наделен полномочиями прокатывать и реализовывать собственную кинопродукцию. В Индии, производящей самое большое количество фильмов в год, не существует государственных студий. Однако государство регулярно разыгрывает тендер на получение частичной государственной поддержки через Национальное объединение по развитию кино (NFDC), основной задачей которой состоит поддержание и развитие регионального кинематографа Индии. В соответствии с «Законом о кино» (2004) национальный фильм может претендовать на частичную государственную поддержку (до 70 %), что предусматривает проведение тендеров. Но объявления о тендерах на получение государственной поддержки кино отсутствуют. Ежегодное государственное финансирование, выделяемое на содержание киностудии «Таджикфильм» и создание фильмов существует «априори», как для любой другой сферы культуры. Киностудия производит фильмы в соответствии с ежегодным планом, предусматривающим создание определенного количества игровых, документальных и анимационных фильмов. Но почему в программе кинотеатров почти отсутствуют таджикские фильмы, а если и присутствуют то демонстрируются в течении всего двух недель? При этом исключается прокат документальных, игровых и анимационных лент, из которых можно было бы сформировать отдельную программу? Именно неинформированность населения о созданной в республике кинопродукции создает впечатление отсутствия кинопроизводства. Важна отчетность о проделанной работе не только перед соответствующим ведомством по кинематографии, но и перед зрителем. К слову о фильмах малого масштаба: в истории кино короткометражные и документальные фильмы предваряли сеанс полнометражной игровой картины в кинотеатрах. А недавним нововведением в индийском штате Махараштра, в котором расположен известный Болливуд, стало распоряжение правительства об обязательной демонстрации в кинотеатре пяти-минутных роликов о классиках индийского кино перед началом каждого киносеанса. Таким образом, молодое поколение знакомится с историей кино.

В республике отсутствует музей киноискусства, в который посетители приходили бы знакомиться с историей таджикского кино. Существующая на киностудии «Таджикфильм» небольшая экспозиция кинопремий, дипломов студии, созданная еще в советский период, а также десятков сохранившихся костюмов из кинофильма «Шахнаме», не может считаться равноправным музеем. В свою очередь, в залах Национального музея можно было бы создать музей или экспозицию истории таджикского кино, знакомящего с созданием документальных и игровых фильмов начиная с 1929 года. При этом копии исторических фотографий со съемок можно отпечатать с негативов, хранящихся в Государственном архиве кино и фото документов республики. К сожалению, пока знание таджикского кино большинством молодого поколения в лучшем случае ограничено лишь фильмами по мотивам «Шахнаме», «Сказками тысячи и одной ночи» или несколькими другими.

Одной из важных проблем современного таджикского кино является подготовка кадров. В соответствии уже с двумя принятыми программами развития кино (2006-2010;2011-2015 гг.) определенное количество молодых людей должны были пройти обучение в зарубежных кинематографических вузах. Однако, тех, кто был отправлен по квоте на режиссерское отделение (!) можно пересчитать по пальцам. Тогда как в программе планировалось подготовить специалистов всех основных профессий, обеспечив таджикское кинопроизводство квалифицированными кадрами, получившими профессиональное кинообразование.

На наш взгляд в целях решения проблем таджикского кинематографа целесообразно принятие следующих мер:

— отменить лицензирование кинодеятельности и создать благоприятные условия для предпринимательства в сфере кино, например, определенные льготы для кинопродюссеров и дистрибьютеров в Таджикистане.

— преобразовать киностудию «Таджикфильм» в киноконцерн и модернизировать ее структуру.

— создать «киноиндустрию», подразумевающую существование рабочих мест и подготовку специалистов, уверенных в том, что будут обеспечены работой в таджикском кино. То есть внедрить систему последующего трудоустройства обученных кадров.

— необходимо, чтобы студенты отделения кино Государственного Института искусств им.М.Турсунзаде проходили регулярную практику на киностудии «Таджикфильм», подразумевая их прикрепление к съемочным группам. Вместе с тем необходима координация по поводу использования имеющихся на киностудии «Таджикфильм» условий для практических занятий студентов-кинематографистов.

— освободить рынок для таджикских фильмов (показ в кинотеатрах и продажа фильмов на DVD). Все кинотеатры республики должны в обязательном порядке и регулярно показывать таджикские фильмы, а соотношение таджикских и иностранных фильмов в программе кинотеатра должно быть не менее 2/3.

— создать в Душанбе Музей кино и популяризировать знания о классиках таджикского киноискусства среди населения. Возможно также перенесение столичного Дома кино, находящегося сейчас в бывшем кинотеатре «Зебуниссо», в один из этажей здания строящегося Национального театра, который вместе с комплексом Национального музея мог бы стать центром таджикского искусства.

Таким образом, продолжающие существовать проблемы таджикского кино, которые носят комплексный характер, связаны с невыполнением Программы развития кино, принятой для их решения. Существование таджикского кино в составе Комитета по телевидению и радиовещанию, в задачи которого входит контроль за выполнением пунктов Программы развития кино, обнаруживает недостаточный фокус, который ему уделяется. Как было рассмотрено выше, кинематограф требует к себе отдельного отношения. Он нуждается в отдельном государственном ведомстве, безраздельно занимающемся именно сферой кинопроизводства и кинопроката, а также эстетикой и идеологией фильмов. К примеру, т.н. Национальное агентство по развитию кинематографии. Ведь кино обладает способностью формировать мировоззрение, несет огромную идеологическую нагрузку в обществе, является эффективной «мягкой силой» государства.

Шарофат Арабова — кандидат исторических наук, киновед,
кинорежиссер, член Союза кинематографистов РТ,
член Международной Ассоциации по продвижению Азиатского кино (NETPAK)